Узбеки являются основным и коренным населением Узбекистана.
Количество этнических узбеков в стране составляет около 80 %.
В Узбекистане живет 25 миллионов узбеков. Еще 5 миллионов – в разных странах мира. В Афганистане (2,8 миллиона человек), Таджикистане (1,2 миллиона человек), Казахстане (549 тысяч человек), Киргизии (879 тысяч человек), Туркмении (500 тысяч человек).
Значительные группы узбекских трудовых, экономических и политических мигрантов живут в России (290 тысяч человек), США (80 тысяч человек), Турции (75 тысяч человек).
Узбеки – преимущественно мусульмане-сунниты.
Узбекский алфавит претерпел множество реформ. До 1928 года узбекский язык был основан на арабском алфавите. В 1923 году была проведена реформа алфавита с целью приспособления его к фонетическому строю узбекского языка. В 1928–1940 гг. вместо арабского алфавита в УзССР стал использоваться латинский алфавит, в 1940 году латинский алфавит был заменен кириллическим алфавитом, а в 1992 году в Узбекистане был вновь введен латинский алфавит.
Современный узбекский язык имеет сложную структуру диалектов (ташкентский, ферганский, каршинский, самаркандско-бухарский, туркестано-чимкентский и др.) Для некоторых групп узбеков характерно двуязычие. Так, например, среди узбеков Афганистана большинство, наряду с узбекским, также владеет языком дари.
В XVI–XVII веках в столичной Бухаре и нескольких других городах развивалось искусство рукописи и переплётного дела. Бухара и Самарканд стали центрами среднеазиатской школы миниатюры. Созданные там манускрипты – настоящие произведения искусства.
Традиционно любая трапеза в узбекской семье начинается и заканчивается чаепитием.
Чайная церемония занимает особое место в жизни жителей Узбекистана. Заваривать чай и угощать им гостей за столом должен в первую очередь хозяин или хозяйка дома.
Чем почётнее гость, тем меньше в его пиалу наливают чаю. Как объясняется столь странный обычай? Всё очень просто – гость, отпив чая из своей полупустой пиалы, снова и снова обращается к хозяевам дома за добавкой, и вот именно такие неоднократные обращения с пустой пиалой к хозяевам, рассматриваются как дань уважения гостеприимному семейству.