Крупные группы литовцев проживают в США, Канаде, Англии и Шотландии, Бразилии, России и некоторых республиках бывшего СССР. Незначительное автохтонное литовское население сохранилось за пределами современной Литвы на территории древнего этнического ареала. Прежде всего, это Северо-запад Белоруссии (окрестности села Опса в Браславском районе Витебской области, села Гервяты в Островецком районе Гродненской области, села Пеляса в Вороновском районе Гродненской области и др.), юго-восток Латвии (более всего между литовско-латвийской границей и рекой Даугавой) и северо-восток Польши (около села Пуньск, городов Сейны и Сувалки в Подлясском воеводстве).
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года, в России проживает 31,4 тысяч литовцев, из них 9769 человек – в Калининградской области.
Практически все — 99,6 % — владеют русским языком.
Литовский фольклор основывается на сельских обычаях и традициях. Песни и танцы — неотъемлемая часть народной традиции. Народная музыка — основа культурного наследия Литвы. У литовцев есть песни на любой случай — семейные, исторические, военные, песни протеста, песни литовских эмигрантов, колыбельные, свадебные и многие другие. В Литве создано немало песен, сопровождавших различные виды сельских и домашних работ. Литовцы пели на сенокосе, во время уборки урожая и обработки льна, на мельницах, за прялкой...
Военные и исторические песни менее конкретны, в них не всегда упоминаются исторические факты, названия городов, деревень или рек. Обычно они связаны с судьбой солдат и страданиями ожидающих их женщин.
Литовцы всегда любили танцевать. Летом молодежь танцевала на полях, зимой — в сельских домах. В этих празднествах принимали участие и старики, и дети. Люди собирались, общались, пели, танцевали. Танец — центральный элемент литовского фольклора. Литовская народная хореография часто представляла собой полифоническое пение с танцами, хороводы и игры.
Народные танцы пробуждали художественное воображение народа с помощью ритмических движений и вокальной или инструментальной музыки. Каждое движение и каждый шаг народного танца имеет строго определенное значение. Танцевальные движения — это зримое выражение эмоций. Даже легкое изменение движения может символизировать перемену настроения. Литовские танцы подобны испанскому фламенко, хотя совершенно не похожи по стилю. Создавая свои танцы, литовцы творили собственную историю.
Уникальность литовской народной хореографии отражается и в характере используемой музыки. Ритм литовского танца спокоен и уравновешен, темп умеренный. Танцы чаще всего очень лиричны и даже повествовательны.
Примерно с середины XX в. в Литве начали развиваться два совершенно отдельных жанра народной хореографии. Появился новый тип: стилизованный народный танец, поставленный профессиональными хореографами на музыку, специально написанную профессиональными композиторами. Однако сохранился и живой народный танец. Молодежь училась ему у своих родителей, бабушек и дедушек. Настоящие народные танцы бережно сохраняют и многочисленные фольклорные коллективы, существующие в различных районах Литвы.
Литовская литературная традиция началась в 1547 г. с появления «Катехизиса» Мартинаса Мажвидаса. Литовская художественная литература начала развиваться уже в XIX в. одновременно с ростом национального самосознания. Самый знаменитый литовский писатель — Кристийонас Донелайтис (1714-1780). Его поэма «Времена года» была опубликована в 1818 г., спустя пятьдесят лет после написания. Это произведение Донелайтиса было переведено на многие языки и считается национальным эпосом.
Период с конца XVIII до начала XX в. был тяжелым временем для литовской литературы. Российская империя не стремилась развивать национальное искусство. За это время в Литве появилось несколько выдающихся поэтов, среди которых хочется выделить Антанаса Баранаускаса и Майрониса. Они были священниками, поэтому в некоторой степени были защищены от светской власти.
Расцвет литовской литературы приходится на начало XX в. Поэты и писатели стремились поднять людей на борьбу за независимость. В этот период творили основатель литовской реалистической прозы Жемайте (Юлия Жимантене), мастер психологического романа Йонас Билюнас, писатели-патриоты Винцас Креве (Мицкявичюс) и Юозас Тумас (Вайжгантас), поэт, писатель и драматург Балис Сруога. Мемуары Сруоги, который много лет провел в концентрационном лагере, были переведены на английский язык и вышли под названием «Лес богов». Многие лучшие литовские писатели XX в. были вынуждены эмигрировать во время Второй мировой войны, другие попали в концлагеря и тюрьмы и погибли.
C древнейших времен до XIII—XIV вв. основным видом искусства в Литве была декоративная резьба по дереву. Однако после принятия христианства в стране начало развиваться религиозное искусство. Появились портреты священнослужителей и аристократии, иллюстрированные книги и изображения библейских сюжетов. Чтобы ознакомиться с историей литовского искусства, посетите Вильнюсскую картинную галерею, где выставлена великолепная коллекция старинных литовских картин.
В 1793 г. в Вильнюсском университете открылся факультет архитектуры. С этого момента в Литве появляется профессиональное искусство. Архитектурный факультет возглавил художник-классицист Лауринас Стуока-Гуцявичюс. Пранас Смуглявичюс возглавил факультет рисунка и живописи, организованный в 1797 г. Благодаря Смуглявичюсу Вильнюсская художественная школа стала основным художественным центром Литвы и Польши. Позднее факультет возглавил знаменитый портретист Йонас Рустемас. Его творчество оказало огромное влияние на развитие литовской живописи в начале XIX в.
Еще одно важное событие в художественной жизни Литвы — это создание Литовского художественного общества в начале XX в. Первая выставка серьезного литовского искусства состоялась в 1907 г. В числе ее организаторов был величайший гений литовского искусства Микалоюс Чюрлёнис. Для литовского искусства характерно сочетание профессиональных и народных элементов. Еще одно важное событие того периода — открытие художественной галереи Чюрлениса в Каунасе в 1925 г.
Современная эпоха в литовском искусстве начинается с 1950 г. и хрущевской оттепели. В графике того периода очень сильны народные мотивы. Одним из выдающихся художников-графиков Литвы является Петрас Репсис (род. 1940). Его фрески можно увидеть в Вильнюсском университете. В своем творчестве он использует исторические, мифологические и повседневные аспекты прибалтийской культуры.
Последнее десятилетие XX в. было связано со значительными переменами в творчестве литовских художников. В стране появилось множество государственных и частных художественных галерей.
Еще одна традиция литовского искусства — народные промыслы. Прекрасный сувенир из Литвы — резное дерево, янтарь и изделия из льна.
В XIX в. в Литве не существовало национального театра, но народные представления устраивались в амбарах и сельских домах. После 1904 г., когда царский режим был вынужден снять запрет на латинский алфавит, по всей стране начали возникать культурные общества. Эти общества в немалой степени способствовали развитию народных хоров, танцевальных коллективов и драматических кружков. Начало века символизировало собой рост национального самосознания и развитие национального театра. Сегодня литовский театр не испытывает недостатка в талантливых режиссерах и актерах.
Основателем современной музыкальной школы в Литве считается Микалоюс Чюрленис. Его сочинения весьма типичны для европейской музыки начала XX в. Тогда на музыкальной сцене Литвы появилась целая группа талантливых композиторов. Однако годы советского правления привели к возврату музыки традиционной, выдержанной в стиле романтизма XIX в. Ситуация изменилась в 80-е годы, когда появились новые романтики с новыми идеями. В литовской музыке стал господствовать минималистский стиль с использованием элементов народной музыки. Пожалуй, самым знаменитыми и самыми радикальными литовскими музыкантами советского периода были участники русского «Трио Ганелина». Их джазовые интерпретации пользовались в Литве огромной популярностью в 70-е и 80-е годы.
Основным занятием литовцев всегда было сельское хозяйство. И до сих пор местные жители точно следуют календарным дням и периодам, которые определяют основные моменты жизни сельского жителя. Любая традиция, связанная с календарем, в Литве и сейчас популярна, особенно в деревнях.
Литовцы очень доброжелательны, и одной из важнейших их традиций является взаимопомощь. При выполнении срочных и тяжелых работ эта традиция воплощается в целый обряд – толоку. Для вырубки леса, сбора урожая, постройки дом, облагораживания участка и для много еще чего местные жители собираются всем поселением. Такая помощь позволяет быстро справиться с работой и сблизиться односельчанам.
Традиционный свадебный ритуал состоял из нескольких этапов. Собственно свадьбе предшествовало сватовство, во время которого сват – пиршлис торговался с отцом невесты о приданом – пасога. Литовская невеста имела и другое приданое – крайтис, которое состояло из вещей, изготовленных ею самой, - тканей, рукоделий, одежды. Сватовству сопутствовали смотрины хозяйства жениха и обручение. На свадьбу обычно приглашались все жители деревни. В день свадьбы жених приезжал за невестой, у входа его встречал отец невесты с хлебом-солью и вином. После венчания молодые отправлялись в дом жениха, где происходило свадебное торжество. Наутро второго дня свадьбы молодых будили шумно, с шутками и музыкой, после чего совершался обряд посвящения молодой в замужние женщины: в сопровождении обрядовых песен ей надевали чепец и намитку. В традиционной свадьбе большую роль играли сват и сваха, которая распоряжалась свадебным столом, подавала непременное угощение – каравай. Существовали некоторые обряды и обычаи, означающие конец свадьбы: « вешание» свата (вешали соломой набитое чучело), «выкуривание» гостей (проводы гостей); как знак окончания свадьбы последними на стол подавались щи.
В современной свадьбе сохраняются некоторые обычаи и обряды традиционной свадьбы. Они, как правило, имеют шуточный, игровой характер. Центральное место занимает поездка жениха и невесты в ЗАГС в автомашине, украшенной цветами, зеленью и лентами. Их сопровождают свидетели, по традиции называемые сватами, и свита – дружки жениха и подружки невесты. По старому обычаю, у входа в дом молодых встречают родители хлебом-солью. Довольно часто соблюдается обряд посвящения молодой в замужние женщины. К концу свадьбы и в наши дни « вешают» свата и «выкуривают» гостей.