По разным оценкам численность армян в мире составляет до 12-14 миллионов человек, из которых лишь меньшая часть проживает в Республике Армения (около 3 млн чел., 98,1 % всего населения).
Ввиду исторических обстоятельств армяне достаточно давно живут за пределами Армении. Крупные армянские диаспоры существуют в России (около 1,5 млн чел.), Франции (около 0,8 млн чел.), Иране (до 0,5 млн чел.), США (от 0,5 до 1,5 млн чел.), в Грузии (250 тыс. чел., составляя там около 5,7 % населения), на Украине (100 тыс.), в Польше (около 100 тыс. по происхождению), в странах Ближнего Востока (до 0,5 млн), Канаде (до 100 тыс.), Аргентине (от 130 до 180 тыс.), Бразилии, Австралии.
Значительное количество армян проживает также в Нагорно-Карабахской Республике (около 137,4 тыс. чел., составляя там до 99 % населения). Часть армян, в основном ассимилированная и исламизированная, проживает в Турции, преимущественно в Стамбуле, а также в исторической Западной Армении на востоке Турции, откуда большая часть армян была изгнана или истреблена Османской империей в ходе геноцида в годы Первой мировой войны.
История культуры сформированного армянского народа берёт начало с VI—V веков до н. э. и является продолжением ещё более древней культуры Урарту. Как отмечает авторитетная энциклопедия «Британника» Армения один из древнейших центров мировой цивилизации. Важнейшее значение для дальнейшего развития истории и культуры армянского народа имело принятие в первые годы IV столетия христианства в качестве государственной и единственной религии Армении.
Архитектура
«Айастан - карастан» - так по-армянски называют эту землю, что в переводе означает «Армения - страна камня».
Горный ландшафт страны определил черты ее архитектуры. Мощно и монументально, как и окружающие их горы, высятся по всей Армении памятники средневекового зодчества. Каменистая почва, зубцы окружающих хребтов и очертания архитектурных памятников сливаются в единый образ.
По земле Армении разбросано также немало феодальных замков – крепостей, дворцов, замков, караван-сараев, мостов. Недаром Армению величают «музеем под открытым небом». Всемирно известны величественный памятник эллинизма – Храм солнца - Гарни ( III - II в.в. до н.э.), купольные храмы Эчмиадзина ( IV в.), храм Звартноц ( VII в.), средневековая жемчужина Гегард ( IV - XIII в.в.).
Хачкары
В каждой культуре есть некий самобытный элемент, который, не присутствуя больше нигде, невольно становится символом всей национальной культуры. В Армении таким символом являются «хачкары» - так называемые крест-камни – памятники Армении не встречаемые больше ни в одной стране мира. Слово «хачкар» образовано двумя армянскими корнями: «хач» - крест и «кар» - камень.
Хачкары представляют особый вид искусства – декоративно-архитектурные скульптуры, основанные на древних национальных традициях и отличающееся разнообразием и богатством форм. Хачкары стали создавать в начале IV века, сразу после того, как Армения приняла христианство. Вместо языческих жертвенников и в тех местах, где в дальнейшем должны были быть воздвигнуты церкви и монастыри, устанавливали деревянные кресты. Но дерево недолговечно, и поэтому их стали заменять каменными, а с IX века - изображениями крестов на каменных прямоугольных плитах. Тогда же хачкары стали устанавливать по самым разным поводам: в честь победы над врагами, по случаю окончания строительства храма или моста, в благодарность за получение земельного надела. Они служили межевыми знаками и очень часто - могильными памятниками.
Самое большое в Армении кладбище с древними хачкарами находится у поселка Норадуз. В хачкарах норадузского кладбища запечатлено целое тысячелетие армянской истории - самые древние из камней датируются VIII веком.
Прикладное искусство
Традиционными бытовыми занятиями армян были и есть ткачество и ковроткачество, гончарство, кружевоплетение, ювелирная техника, создания и украшения домашней утвари. Развиваясь, эти народные промыслы переросли в национальное декоративно-прикладное искусство, наиболее распространённое и доступное широкой публике.
В керамике, коврах, вышивке, украшениях из серебра, в простых каждодневных вещах воплощалась основа основ народного миросозерцания. Они объединяли и олицетворяли все искусство Армении. Здесь можно было черпать идеи форм, зрительное богатство, цветовое разнообразие, увидеть новые варианты привычного.
Древнейшей ветвью армянского прикладного искусства является мастерство золотого и серебряного дела, связанное с художественной обработкой этих благородных металлов, которые жители Армянского нагорья уже использовали во II тысячелетие до н. э.
Искусство литья, резьбы на золоте и серебре, чеканки, инкрустаций камнями, их шлифовки и обрамления — выразилось в многочисленных предметах украшения, культа и быта армян. Ковры, пожалуй, один из самых необходимых в быту армян предметов. Коврами устилали столы, покрывали сундуки, сиденья и постели. Ковры часто служили завесами дверных проёмов и алтарей в храмах. Ковроделие относят к числу древнейших ремёсел, освоенных армянами
Литература
Почти сразу же после изобретения алфавита и письменности на свет начинают появляться первые литературные памятники на армянском языке. Они относятся к V - VI в.в. Прежде всего, это исторические произведения Мовсеса Хоренаци. Его « История Армении» содержит сведения о странах Передней Азии. Хоренаци сберег в своих трудах драгоценные образцы устной народной поэзии. Он упоминает о песнях и легендах, распеваемых в народе в его время. Другой не менее известный раннесредневековый автор – Корюн, описавший « Жития Маштоца», а также совершивший ряд переводов на армянский язык богословских книг.
Высокого уровня достигла армянская поэзия. Широко известным имена поэтов Григора Нарекаци ( X в.), создавшего поэму «Книга скорбных песнопений» - один из монументальных памятников в истории мировой литературы, Нерсеса Шнорали ( X в.), Фрика ( XIII в.). Великое рукописное наследие армянского народа – более 15 тысяч рукописей по истории, философии, праву, медицине, математике, естествознанию, астрономии, музыке хранятся в фондах одного из крупнейших мировых центров хранения рукописной культуры – Матендаране им. Месропа Маштоца. Первая армянская книга была напечатана в XV веке. В XIX в. литература Армении развивалась под влиянием русской и западноевропейской культуры.
Театр
Театральное искусство на территории Армении развивается еще со времен до нашей эры. Оно было привнесено сюда родоначальниками этого вида искусства – древними греками - в эпоху эллинизма, когда территорию Армянского нагорья занимала Великая Армения со столицей – Тигранакертом. Известно, что армянский царь Тигран II Великий в I в. до н.э. построил в своей столице амфитеатр (сохранились развалины), где приглашенные им греческие артисты ставили греческие трагедии и комедии.
По свидетельству Плутарха, армянский царь Артавазд II сочинял трагедии, которые ставились в Арташате – второй столице Армении ( I в. н.э.). И хотя история профессионального армянского театра насчитывает более двух тысячелетий, подлинное возрождение армянского театрального искусства относится ко второй половине XIX века.
В 1921 в Ереване был открыт Театр им. Г. Сундукяна – крупнейший в Армении драматический театр. На его сцене ставятся произведения как западных классиков, так и известных армянских драматургов. В 1933 был открыт Ереванский театр оперы и балета.
Музеи
В Ереване находятся Государственный исторический музей, Музей истории города Еревана, Государственная картинная галерея, Музей современного искусства, Институт древних рукописей Матенадаран им. Месропа Маштоца и ряд других музеев, в Сардарабаде – Музей этнографии и фольклора, в Эчмиадзине – Музей религиозного искусства.
Музыка
Армянскую музыку никогда не спутаешь ни с какой другой. У нее особая мелодика и богатое звучание. В целом, эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья - прототипы скрипки – пандир и бамбир; струнные - тавих, кнар; духовые – свирель, зурн, авагпог; ударные - барабан.
От древнейших времен идут народные песнопения – обрядовые, трудовые, военные и т.п.
Народ создал множество песен – любовных, свадебных, колыбельных, песен-плачей и причитаний. А исполнителями песен являлись народные певцы – гусаны. Начиная с V века, развивается церковная песня и музыка. Хоровые песни назывались шараканами. Они исполнялись во время церковных обрядов и торжеств.
В 1868 г. Чухаджяном была написана первая армянская опера «Аршак II», а произведения А.Спендиарова закладывают основу национальной классической симфонической музыки; А.Тиграняном на основе музыкального языка в 1912 г. создается опера «Ануш».
Начало XIX века вызывает подъём армянской музыкальной жизни, создаётся новая армянская нотопись.
XX век подарил миру целую плеяду выдающихся армянских композиторов - Арама Хачатуряна, Микаэла Таривердиева и Арно Бабаджаняна.
Фольклор
Армянский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен. Основой его считаются древние мифы о происхождении богов, возникшие еще в языческую (эллинистическую) эпоху.
Сами известными являются миф об умирающем и воскресающем боге Ара Прекрасном и его войне с царицей Шамирам (Семирамидой), миф о Хайке и расселении его потомков на территории Армении, мифы о Ваагне – армянском Геракле, а также эпические сказания о царях и борьбе с завоевателями.
Согласно древнеармянской мифологии во главе пантеона стал Арамазд, отец богов. За ним следовал ряд божеств – Ваагн - бог войны, бог, поражающий драконов, и богиня Анаит - покровительница страны. Боги Михр (Митра) и Тир в разное время выступали как солнечные божества, а последний из них считался также богом мудрости и письма. Известны также божества Нанэ и Астхик - богиня любви.
Помимо мифов о богах и героях, в древней Армении были широко распространены и эпические сказания, посвященные выдающимся историческим личностям - царям Ерванду, Арташесу, Тиграну, Трдату, Санатруку и другим. Во многих вариантах известен героический средневековый эпос «Давид Сасунский» об истории нескольких поколений, боровшихся за свободу, против арабского ига. Многочисленны басни, в том числе и песенные, сказания и сказки, пословицы и загадки
Армянский народ богат национальными традициями. Среди них главными считаются свадебные обычаи, традиционные праздники и виноделие, которое принято у многих семей как родовая традиция, передающаяся из поколения в поколение.
Давно замечено, что люди, остро чувствующие свое национальное самосознание и культурное единство, с особым почитанием строят свою жизнь в соответствии с обычаями предков. Армения сумела сохранить свое истинное духовное богатство - религию, культуру и национальные многовековые традиции, которые они строго соблюдают, как в радости, так и в горе.
На сегодняшний день устойчиво сохраняются такие традиции как прочность брака, почитание старших, крепость и широта родственных связей, обычай родственной и соседской взаимопомощи, гостеприимство. По любому случаю радости и счастья обязательно надо накрыть стол там, где у тебя есть близкие люди: в доме, на работе и т.д. Обязательно нужно выпить и покушать - если ты не сделаешь этого, то ты не желаешь счастья. Чем чаще ты накрываешь стол (по любому поводу) тем больше тебе вернется - искренне считают армяне.
Свадьба у армян - это очень большой праздник. Ее церемониал включает сговор, обручение и само свадебное торжество. Сегодня уже изжила себя традиция гулять, как говорится, «семь дней, семь ночей». Хотя раньше гуляли именно так. Всем селом. Гостей на армянской свадьбе действительно много. В роли свидетелей на армянской свадьбе выступают «крестные свадьбы». Как правило, это самая близкая, самая уважаемая семейная пара из окружения жениха и невесты.
Традиционно (особенно в селах) в армянских семьях много детей. Рождение ребенка – счастье. Этому событию всегда радовались. Особенно радовались рождению сына. В дни церковных праздников перед домом, где родился младенец, играла музыка, а дом украшали зелеными ветвями – символ продолжения рода. Ребенка не показывают никому, кроме близких, в течение 40 дней после рождения.
Армянские национальные праздники – особая глава народных традиций страны.
Праздник «Терендез» отмечается в конце зимы. Этот праздник пришел из языческих времен поклонения огню. Прямо во дворе церкви разводят большой костер и молодожены прыгают через него, чтобы очисться от всего плохого: зла, высокомерия и несчастий. С этим днем на землю Армении приходит весна.
Праздник «Цахказард» или «Царзардар» тоже посвящен приходу весны. В этот день люди приходят в церковь с опушившимися веточками вербы и, после освящения в церкви, надевают на головы молодых и детей ивовые веночки.
Летом, в начале августа, когда стано¬вится особенно жарко и поля страдают от засухи, наступает спасительный праздник воды «Вардавар». В традиционном обливании водой друг друга на улицах города также угадываются древние корни языческих обрядов. С незапамятных времен помолвленные девушки за три недели до свадьбы должны были бросить в миску с водой пшеницу и овес, а когда зерна прорастали, то этой водой молодые поливали друг друга. Вардавар проходит достаточно весело.
День Святого Саркиса отмечается 13 февраля, накануне европейского Дня Святого Валентина - Дня всех влюбленных. В этот день девушки пекут специальное соленое печенье - «ахаблит». Печенье съедается перед сном и тот, кто явится девушке во сне и поднесет воды, чтобы напиться, тот и является суженым.
Традиционная армянская одежда очень красочна и разнообразна. Основу традиционного мужского костюма составляла сшитая из шелка или хлопка цветная рубашка с низким воротом и боковой застежкой, а также широкие шаровары из темной шерсти или хлопка.
Женская традиционная одежда и восточных и западных армян была однородна. Верхняя одежда – это длинное платье типа архалука с вырезом на груди и прорезами ниже бедер. Талию повязывали длинным шелковым или шерстяным шарфом, сложенным в несколько слоев. Непременной частью костюма западных армянок был расшитый передник. И много украшений.
Армянская кухня – это отражение всей истории и географии армянского народа. Кухня отражает сельскохозяйственные культуры, выращиваемые в населенных армянами районах, тамошний животный и растительный мир. Если коротко, то кухня Армении базируется на приготовлении мясных, рыбных и овощных блюд, а самыми популярными продуктами являются баклажаны, йогурт, лаваш и майонез. Помимо этого, в отличие от своих кавказских соседей, армяне очень активно используют кукурузу и рис.
Что же выделяется традиционная армянская кухня? Во-первых, очень пристальное внимание армяне уделяют качеству и свежести ингредиентов, а не специям, что отличает блюда Армении от блюд грузинской или азербайджанской кухни. Во-вторых, армяне как никто другие активно используют фрукты и орехи – курагу, свежую айву и яблоки, зерна граната, грецкие орехи, миндаль, фисташки, кедровые орехи. В-третьих, многие рецепты армянской кухни требуют использования соленых или маринованных овощей. В-четвертых, армяне редко используют сушеные специи, предпочитая им свежие травы.
Как и во всякой южной кухне, в армянской кухне важная роль отводится соусам и специям. Кухня Армении использует четыре основных соуса – томатный, перечный, йогуртовый или соус «тхина», который готовится из измельченных семян кунжута. Примечательно и то, что соусы здесь редко подаются холодными, гораздо чаще они используются при приготовлении пищи – их добавляют в тушеные блюда и супы. Специи армяне используют экономно, предпочитая им свежие травы – укроп, петрушку, эстрагон, паприку, кориандр, лавровый лист.
Традиционная армянская трапеза обычно начинается с подачи закуски – сыра или мясных фрикаделек. Иногда в начале трапезы подаются овощные салаты, маленькие пирожки с начинкой из сыра или шпината, или супы. Среди супов ввиду жаркого климата преобладают холодные или острые горячие. К супу (как, собственно, к большинству армянских блюд) обязательно подается лаваш.
Затем на стол подают основное блюдо. Пожалуй, наибольшей популярностью в Армении пользуется мясо, жареное на гриле – это всевозможные вариации шашлыка, стейков и отбивных. Что до вида мяса, то чаще всего используется баранина или говядина, хотя популярна также и птица. Популярен и хоровац – кусочки жареного мяса, завернутые в лаваш, наподобие шаурмы или кебаба. Готовят и блюда из рыбы – форели и карпа. Среди других фирменных блюд, которыми славится армянская кухня – хапамы (тушеная тыква), сациви (кусочки жареной курицы в специальном соусе), кхуч (запеканка из овощей с кусочками мяса) и тжвик (жареные печень и почки с луком).
При выборе десертов армяне, опять же, предпочитают натуральные продукты – свежие или сушеные фрукты, мед и орехи. На праздники в армянских семьях пекутся сладкие праздничные пироги, начинкой которых являются те же орехи или фрукты. Важную роль в армянской кухне играет и сама культура питания. В Армении верят, что если есть и пить в хорошем настроении – то это пойдет на пользу организму, и потому крупные застолья – это важнейшая деталь армянской кулинарной культуры.