Езиды в основном проживают на севере Ирака (Иракский Курдистан) – 700 тысяч человек, на постсоветском пространстве и в странах Европы.
В Турции езидские деревни представлены на юго-востоке страны.
В России общины езидов есть во многих регионах, в том числе во Владимирской области.
По переписи населения 2010 года в России проживает 40 586 езидов.
Религия езидов – езидизм, на основе зороастризма. Езиды являются монотеистами – последователями единобожия.
Из-за гонений, закрытого характера религии, а также в связи с устным, в основном, характером передачи знаний, религия езидов довольно плохо изучена исследователями.
Религия езидов опирается, в основном, на устную традицию. Имеются также две священные книги с изложением догматики, канонов и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная книга», «чёрный свиток»). Помимо них, источниками вероучения являются религиозные гимны: «кавлы» и «бейты», важнейшие из многих жанров молитвенной поэзии. Знатоки и певцы этих гимнов составляют низшее духовное сословие – каввалов.
Главной святыней езидов служит храм при мавзолее шейха Ади в Лалеше в 40 км к северу от Мосула (Ирак).
Основные культовые предметы – 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке, хранящиеся в Лалеше, символизирующие 7 архангелов. Периодически их с процессиями носят по езидским селениям представители сословия каввалов, собирая при этом пожертвования.
Музыкальные инструменты – духовые (блур, фик, майе (дудук), зурна); в религиозных церемониях используется барабан (даф).
Внутри езидской общины существует социальное разделение. Есть Шейхи, Фиры и Мриды.
В свою очередь Шейхи делятся на касты: Шейхе Шухубакр, Шейхе Шамса, Шейхе Шихсна.
Фири также делятся на три основные касты: фири Хазмамана, фири Исебия, фири Омархала.
Браки между представителями разных каст невозможны. Кастовая обособленность сохраняется строжайшим образом и накладывает отпечаток на обряды и обычаи езидов.