Проект Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи реализуется при поддержке администрации Владимирской области
г. Владимир, ул. Мира, д. 51
+7 (4922) 333-700, 534-898
Народы Владимирской области
Чеченцы
Чеченцы
Чече́нцы – народ, проживающий на Северном Кавказе, коренное население Чечни. Сами чеченцы называют себя но́хчий.

Документ, на основании которого горная Чечня вошла в состав России, был подписан 21 января 1781 года и подтверждён осенью того же года. С чеченской стороны его подписали почётнейшие старшины сёл Большие и Малые Атаги, Гехи и ещё двенадцати селений – всей южной половины Чеченской республики в нынешнем понимании. Документ этот был скреплён подписями на русском и арабском языках и клятвой на Коране. Но далеко не все чеченцы смирились с новым порядком. Так началась почти вековая Кавказская война.

Чеченцы часто поднимали восстания, но одновременно ценились царской властью за их боевую храбрость. Из них был сформирован чеченский полк элитной  Дикой дивизии, отличившейся в Первой мировой войне. Их брали даже в личный  царский конвой.

В 1920-х годах, в рамках политики  коренизации  была разработана новая чеченская письменность (на основе сначала латинского, затем кириллического алфавита; до этого применялась арабская графика), появился национальный театр, музыкальные ансамбли. Но дальнейшая интеграция чеченцев в советский народ оборвалась при коллективизации, особенно при попытках создавать колхозы в горных районах. Волнения и восстания продолжались, особенно когда в 1934-м году Чеченскую автономную область объединили с Ингушской, а в 1936-м с Сунженским Казачьим округом и городом Грозный в Чечено-Ингушскую АССР.

В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были депортированы из мест своего постоянного проживания в Среднюю Азию. 9 января 1957 года чеченцам разрешили вернуться на прежнее место жительства.

  • География
  • Культура
  • Традиции
  • Фото

Общая численность чеченцев во всём мире 1 550 000 чел. Абсолютное большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации, а именно – в Чеченской республике. В истории чеченского народа было несколько расселений.

В начале XVIII века, после того, как гребенские казаки покинули Терское правобережье, многим чеченцам, которые согласились добровольно принять российское подданство, была предоставлена возможность туда переселиться в 1735, а затем в 1765 году.

После кавказской войны  в 1865 году около 5 000 семей чеченцев переселились в Османскую империю. Это движение получило название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии, Иордании.

Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии после депортации 1944 года.

В наше время после первой и второй чеченской войн значительное количество чеченцев уехало Европу, Турцию и арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации и странах бывшего СССР (особенно в Грузии).

Большинство чеченцев – сунниты. Кроме религии для чеченцев огромное значение имеет древний этический кодекс чести «Къонахалла». Это универсальный кодекс поведения для любого мужчины. В нём отражены все нравственные нормы, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа.

Вершиной устного народного творчества чеченцев являются героико-эпические песни – илли. Возникновение илли относится к XVI—XVIII векам и по времени совпадает с периодом борьбы чеченских вольных общин с местными и чужеземными феодалами. Илли воспевают мужество, дружбу, верность слову, нравственную чистоту, скромность, уважение к женщине.

Главным героем илли является молодец, который обладает всеми качествами положительного эпического героя. Он умен, находчив, смел, готов всегда прийти на помощь беззащитным и обездоленным, готов отдать свою жизнь за родину, при этом скромен и совершает подвиги не ради публичного одобрения. Во многих илли проявляются особенности демократической культуры чеченцев: уважение к представителям других народов, открытость и толерантность, отношение к человеку в зависимости от его личных качеств, а не этнической и конфессиональной принадлежности, предпочтение личной свободы и достоинства любым материальным ценностям.

Чеченское общество по давней традиции имеет сложную структуру. Оно состоит из тейпов и тукхумов.  

Чеченский тейп – это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них раньше имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» – фамилии. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы  для совместного решения общих задач – защиты от нападения противника и экономического обмена. Каждый тукхум в старину говорил на определённом диалекте чеченского языка. В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).

В числе сохранившихся до наших дней чеченских традиций, есть обязательное умение женщины шить, поэтому на свадьбу молодые чеченки неизбежно получают в приданное швейную машину.

В древности у чеченцев  существовало несколько возрастных ступеней, определяющих этапы формирования зрелого возраста у ребенка: до 7  лет – «бер» («ребенок»),  с 7 до 15 – «жима стаг, кхиазхо» («молодой человек, подросток») и с  15 лет – «стаг»(« мужчина»). Именно с 15 лет молодой человек считался полноправным мужчиной: выполнял многие мужские работы, мог посещать собрания и высказывать свое мнение, имел право отделиться и заводить семью, т.е. получал все права и привилегии полноправных членов своей общины и имел право поступать по своему разумению.

Ежегодно проводился специальный обряд посвящения в мужчины (своего рода экзамены). Юноши должны были пройти целый ряд испытаний (игры, скачки, джигитовку, проверку знания обычаев и традиций народа).

К этим экзаменам юноши готовились целый год.  Лица, прошедшие все испытания с достоинством, в праздничной обстановке получали имя мужчины. Те же, кто не выдержал, готовились к экзамену уже в следующем году. Тому, кто трижды не преодолевал испытания, прилюдно  присваивалось звание «ленивца» и он, как правило, не пользовался уважением односельчан.

Существовал также обычай,  по которому 15-16 летний чеченец, выдержавший экзамены с честью, шел с подарками к своему дяде по материнской линии и тот одаривал его конем, после чего юноша считался повзрослевшим в полной мере и настоящим джигитом. 15 лет – очень значимый возрастной рубеж и для современных чеченцев.

Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Чеченцы
Махмууд Алисултанович Эсамбаев — советский чеченский артист балета, эстрадный танцовщик, актёр, хореограф и балетмейстер.
15 февраля - Громницы
Праздник, уходящий корнями в язычество, в этот день приносили жертвы богу Перуну
Хочешь узнать больше о национальных праздниках народов России?
© 2016 Межнациональный портал «Этнотека». Все права защищены.
Сделано с любовью в VELS.SU и АМК «Штаб»
Версия для слабовидящих Карта сайта