Общая численность чеченцев во всём мире 1 550 000 чел. Абсолютное большинство чеченцев проживает на территории Российской Федерации, а именно – в Чеченской республике. В истории чеченского народа было несколько расселений.
В начале XVIII века, после того, как гребенские казаки покинули Терское правобережье, многим чеченцам, которые согласились добровольно принять российское подданство, была предоставлена возможность туда переселиться в 1735, а затем в 1765 году.
После кавказской войны в 1865 году около 5 000 семей чеченцев переселились в Османскую империю. Это движение получило название мухаджирство. На сегодняшний день, потомки тех переселенцев и составляют основную часть чеченских диаспор в Турции, Сирии, Иордании.
Некоторое количество чеченцев осталось в Казахстане и Киргизии после депортации 1944 года.
В наше время после первой и второй чеченской войн значительное количество чеченцев уехало Европу, Турцию и арабские страны. Также значительно увеличилась чеченская диаспора в регионах Российской Федерации и странах бывшего СССР (особенно в Грузии).
Большинство чеченцев – сунниты. Кроме религии для чеченцев огромное значение имеет древний этический кодекс чести «Къонахалла». Это универсальный кодекс поведения для любого мужчины. В нём отражены все нравственные нормы, которыми обладает верующий человек и достойный сын своего народа.
Вершиной устного народного творчества чеченцев являются героико-эпические песни – илли. Возникновение илли относится к XVI—XVIII векам и по времени совпадает с периодом борьбы чеченских вольных общин с местными и чужеземными феодалами. Илли воспевают мужество, дружбу, верность слову, нравственную чистоту, скромность, уважение к женщине.
Главным героем илли является молодец, который обладает всеми качествами положительного эпического героя. Он умен, находчив, смел, готов всегда прийти на помощь беззащитным и обездоленным, готов отдать свою жизнь за родину, при этом скромен и совершает подвиги не ради публичного одобрения. Во многих илли проявляются особенности демократической культуры чеченцев: уважение к представителям других народов, открытость и толерантность, отношение к человеку в зависимости от его личных качеств, а не этнической и конфессиональной принадлежности, предпочтение личной свободы и достоинства любым материальным ценностям.
Чеченское общество по давней традиции имеет сложную структуру. Оно состоит из тейпов и тукхумов.
Чеченский тейп – это общность людей, связанных между собой кровным родством по отцовской линии. Каждый из них раньше имел свои общинные земли и тейповую гору (от названия которой часто происходило название тейпа). Тейпы внутри себя делятся на «гары» (ветви) и «некъи» – фамилии. Кровнородственные связи у чеченцев служили целям экономического и военного единения. Чеченские тейпы объединены в девять тукхумов, своего рода территориальные союзы для совместного решения общих задач – защиты от нападения противника и экономического обмена. Каждый тукхум в старину говорил на определённом диалекте чеченского языка. В середине XIX века чеченское общество состояло из 135 тейпов. В настоящее время они подразделяются на горные (около 100 тейпов) и равнинные (около 70 тейпов).
В числе сохранившихся до наших дней чеченских традиций, есть обязательное умение женщины шить, поэтому на свадьбу молодые чеченки неизбежно получают в приданное швейную машину.
В древности у чеченцев существовало несколько возрастных ступеней, определяющих этапы формирования зрелого возраста у ребенка: до 7 лет – «бер» («ребенок»), с 7 до 15 – «жима стаг, кхиазхо» («молодой человек, подросток») и с 15 лет – «стаг»(« мужчина»). Именно с 15 лет молодой человек считался полноправным мужчиной: выполнял многие мужские работы, мог посещать собрания и высказывать свое мнение, имел право отделиться и заводить семью, т.е. получал все права и привилегии полноправных членов своей общины и имел право поступать по своему разумению.
Ежегодно проводился специальный обряд посвящения в мужчины (своего рода экзамены). Юноши должны были пройти целый ряд испытаний (игры, скачки, джигитовку, проверку знания обычаев и традиций народа).
К этим экзаменам юноши готовились целый год. Лица, прошедшие все испытания с достоинством, в праздничной обстановке получали имя мужчины. Те же, кто не выдержал, готовились к экзамену уже в следующем году. Тому, кто трижды не преодолевал испытания, прилюдно присваивалось звание «ленивца» и он, как правило, не пользовался уважением односельчан.
Существовал также обычай, по которому 15-16 летний чеченец, выдержавший экзамены с честью, шел с подарками к своему дяде по материнской линии и тот одаривал его конем, после чего юноша считался повзрослевшим в полной мере и настоящим джигитом. 15 лет – очень значимый возрастной рубеж и для современных чеченцев.