Проект Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи реализуется при поддержке администрации Владимирской области
г. Владимир, ул. Мира, д. 51
+7 (4922) 333-700, 534-898
Народы Владимирской области
Украинцы
Украинцы
Украи́нцы – восточнославянский народ, проживающий преимущественно на Украине, а также в составе крупных диаспор в России, США, Канаде и других государствах.

Среди славянских народов украинцы являются третьим по численности народом после русских и поляков. Украинцами также называют граждан Украины, имея в виду не этничность, а гражданство. К украинцам относят также полесские и ряд западноукраинских этнографических групп.

Согласно основной версии, распространённой в академической среде (в том числе самой Украины), наименование «украинец» и название Украины этимологически связаны с древнерусским словом оукраина («пограничье», «окраинная земля»). Это понятие и производное от него «украинцы» до XVIII века не имели на Руси этнического значения и применялись по отношению к пограничным землям и жившим, либо служившим на них людям.
От середины XIV до середины XV века, в деловом языке канцелярии великих князей литовских для обозначения пограничных со Степью земель используется слово «украина», а местных жителей называют «украинниками», или «людьми украинными». В то время понятие «Украина» могло распространяться и на юг Великого княжества Литовского в целом.

На территории Речи Посполитой название Украина закрепилось в качестве имени собственного за юго-восточными рубежами государства, граничащими на юге с кочевым миром или Диким Полем.

Термин «украинец» применительно к современной Украине первоначально обозначал только жителей востока этой территории, а затем распространился «на всю территорию, называвшуюся прежде малорусской.

В XVI—XVII веках слово «украинцы» (ukraińcy) в своём специфическом значении употребляли поляки — так обозначались польские шляхтичи и кнехты приграничных восточных земель. Первое письменное упоминание термина «украинцы» датировано 1596 годом.

В Северо-Восточной Руси, а позднее и во всём Русском царстве, название «Украина» применялось к самым различным пограничным областям («окская украина», «псковская украина», «сибирская украина», «слободская украина»). Со второй половины XVII века и московские подданные изредка начинают употреблять слово «украинцы» в отношении малороссийского казачества.

  • География
  • Культура
  • Традиции
  • Фото

Украинцы — восточнославянский народ, родственный русским, белорусам и русинам. В России украинцы третий по численности народ после русских и татар. На территории Российской Федерации проживают 1,9 млн украинцев.

Украинцы проживают во всех субъектах Российской Федерации. Больше всего украинцев на момент переписи 2002 г. находилось в Москве (253,6 тыс. чел.) и Московской области (147,8 тыс.). Много украинцев в Краснодарском крае (131,7 тыс. чел.), Ханты-Мансийском автономном округе (123,2 тыс. чел.), Ростовской области (118,4 тыс. чел.) и Приморском крае (94 тыс. чел).

В результате длительных миграционных и этнокультурных процессов в России сложилось множество районов проживания смешанного русско-украинского населения со смешанным языком и существенным влиянием украинских обычаев на весь жизненный уклад. Представители данных локальных общностей могут называть себя как русскими, так и украинцами, что затрудняет точный учет украинцев.

Большинство назвавшихся украинцами в России — городские жители (2 251 тыс. чел.).

Большая часть верующих украинцев в России — православные христиане, принадлежащие к Русской православной церкви. Меньшая — греко-католики (католики византийского обряда, униаты). Также встречаются католики римского обряда, протестанты (пятидесятники, адвентисты, баптисты), представители других конфессий и движений.

Календарные, брачные, похоронные обряды украинцев сходны с таковыми у русских и в настоящее время практикуются редко. Относительно неплохо сохранились ритуалы, связанные с наиболее крупными календарными и христианскими праздниками: колядовать под Рождество (на Новый год), ходить в гости на вареники и блины в Масленицу, расписывать яйца с помощью горячего воска (писанки) на Пасху, украшать жилище травой и зелеными ветками на Троицу.

Гораздо лучше сохранился богатый украинский фольклор. Произошло это не в последнюю очередь потому, что фольклор украинских переселенцев органично влился в устное творчество народов (казаков, русских), с которыми они соседствовали.

Говорят украинцы на украинском языке (восточнославянская подгруппа славянской группы индоевропейской языковой семьи). Письменность на основе кириллицы, продолжающая древнерусскую; собственно украинская — с XIX в., на основе русского гражданского шрифта. Литературный язык — на основе поднепровского и восточнополтавского наречий. Большинство украинцев России (2 млн 936 тыс. чел. из 2 млн 943 тыс. чел.) говорят на русском.

С давних пор жизнь украинцев сопровождали различные обряды, связанные с работой, семейным бытом, календарными праздниками. Народная обрядность служила неписаным распорядком жизни землепашцев.

Обязательными элементами обрядности такими как обрядовый стол, хозяйственная и семейная магия, оказание почестей предкам, гадания и ворожба — сопровождались все важнейшие события как в будни, так и в праздники. Все они были тесно связаны с календарным циклом сельскохозяйственных работ. Началу пахоты и сева, выгону скота на пастбище, окончанию жатвы непременно сопутствовали посвященные этим событиям обряды.

В семейной жизни обряды сопровождали все этапы человеческой жизни: рождение, свадьбу, похороны и другие значимые события.

Исполнение обрядов должно было обеспечить благосостояние и счастье в доме, высокий урожай и плодовитость скота. Обряды должны были уберечь семью от всяческого зла. Многие украинские обычаи и обряды были связаны с календарными праздниками. Так, вечером накануне Рождества подготовка к праздничному ужину превращалась в настоящий ритуал. По представлениям украинцев, все предметы, имевшие отношение к обрядовому столу, приобретали чудодейственную силу. Поэтому, чтобы будущий урожай был богатым, на самом почетном месте под иконами хозяин дома ставил «дидуха» — ритуальный сноп ржи или пшеницы, украшенный засушеными полевыми цветами.

На Свят-вечер готовилось четко определенное количество кушаний - 7, 9 или 12. Обязательным атрибутом рождественских праздников было колядование. На Рождество ватаги колядующих ходили по дворам, пели колядки, желали достатка и здоровья всем членам семьи, каждому из которых полагалась отдельная величальная песня. Если в семье был маленький ребенок, долго не начинавший говорить, то такому давали напиться воды из ритуального колокольчика. А девушки, например, должны были одарить каждого колядующего яблоками и орехами.
Очень похожим на колядование был обычай щедрования. Этот обряд считался в Украине едва ли не главным действом на Щедрый вечер и Новый год (в ночь с 13-го на 14 января по новому стилю).

Кроме этого, вечер накануне Нового года считался самым подходящим для ворожбы и загадывания самых сокровенных желаний, этим обычно занималась молодежь.

На Крещение освященной водой кропили всех членов семьи, а также дом, двор, колодец, весь домашний скот. Считалось, что освященная на Крещение вода обладает чудодейственной силой.

В начале весны (конец февраля — начало марта) отмечалась Масленица — приход весны. На протяжении недели готовили блины, вареники, пили водку, ходили в гости друг к другу. На Масленицу парни и девушки тащили колоду—в наказание за то, что не поженились осенью: к ним привязывали колоду или ленту и требовали выкуп.
На Пасху обязательно выпекали и святили пасхальные куличи, красили и разрисовывали писанки, начиняли колбасу, готовили другие кушанья для разговения. А вечером разжигали пасхальные костры — считалось, что они отпугивают нечистую силу.

В праздничные дни на площади возле церкви происходили народные гулянья, продолжавшиеся три дня. В эти дни всем разрешалось звонить в церковные колокола. В первое воскресенье после Пасхи чтили память умерших, шли на кладбище проведать родственников, туда же несли пишу, обедали рядом с могилами предков. В этот день было принято раздавать нищим милостыню «за упокой души».

В начале мая девушки и молодые женщины принимали участие в особом обряде сбора целебных трав. «Зеленые праздники» (Троица) знаменовали окончание весны и начало летней поры. В эти дни дом и хозяйственные постройки обязательно украшались зелеными ветвями.

Праздник Ивана Купалы отмечался 24 июня. Накануне древним способом (от кресала и кремня) разводили костры. Считалось, что эти костры имеют целебную силу, через них прыгали для того, чтобы очиститься от грехов и излечиться от болезней. На Купалу много гадали «на будущее», например на венках, собирали травы, которые должны были стать оберегами от нечистой силы.

После окончания жатвы праздновались обжинки. Из последних колосьев жницы делали сноп и венок, которые передавались хозяину усадьбы. Зерном с этого снопа начинали следующий сев.

Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
Украинцы
1 января - День памяти былинного богатыря Ильи Муромца
У русских крестьян этот день принято было начинать с поклона «земле родной, дому отчему»...
Хочешь узнать больше о национальных праздниках народов России?
© 2016 Межнациональный портал «Этнотека». Все права защищены.
Сделано с любовью в VELS.SU и АМК «Штаб»
Версия для слабовидящих Карта сайта