Самоназвание — татарлар. В Российской Федерации — второй по численности (5310,6 тыс. чел.) народ после русских.
Проживают также в Казахстане, Узбекистане, Киргизии, Туркменистане, Китае и многих других странах мира.
Татары живут во всех регионах Российской Федерации. Больше всего их в Республике Татарстан — более двух миллионов человек (52% населения республики). Значительна численность татар в Башкирии (990,7 тыс.), Тюменской (242,3 тыс.), Челябинской (205 тыс.), Ульяновской (168,8 тыс.), Свердловской (168,1 тыс.), Оренбургской (166 тыс.) областях и в Москве (166 тыс.).
Татары имеют более чем тысячелетнюю историю, и свое начало связывают с древним царством волжско-камских булгар. Именно в то далекое время были заложены основы татарской культуры, на базе которых построен весь фундамент существования нации в современном мире. Тогда в 922 году был принят ислам, определивший духовное лицо народа, в то время были определены границы влияния и расселения татар, на основе того языка во многом сложился современный литературный татарский язык.
Период Волжско-камской Болгарии заложил основы татарской архитектуры, татарского орнамента, татарской музыки, национального костюма, народной кухни, национальных праздников и даже национальной политики. В это время были построены, сохранившиеся до наших дней: Малый и Большой минарет в Великом Булгаре, Черная и Красные палаты, руины каменных бань, ханского дворца, Чертово городище в Елабуге, в это время были написаны знаменитые поэмы Кул Гали.
Период Золотой Орды укрепляет позиции ислама во всем регионе, строятся новые города, закладываются основы военного искусства татар, укрепляются связи с восточными культурами, расширяются границы влияния. Культура торговли татар достигает своего рассвета. Великий шелковых путь на 2/3 проходил через татарские земли, что наложило сильный отпечаток и любовь татар к торговле.
Военная доктрина, привнесенная в татарскую культуру монголами, не приживается в менталитет татар, и Золотая Орда, разбогатев, распадается на несколько татарских государств со смещением центра культурной жизни обратно на территорию современного Татарстана.
С этого момента начинается Казанский этап становления татарской культуры. Поэзия Мухамедьяра, знаменитая на весь мир татарская кожаная мозаика, рассвет ювелирного искусства татар - все это заслуги времен Казанского ханства. Особое место занимает искусство татарских шамаилей, получивших широкое распространение среди казанских татар.
Особое место в татарской культуре занимает советский период, ставший эпохой возрождения татарского народа. Заново закладываются основы татарской государственности, формируется татарская интеллигенция, политическая элита, расцветают поэзия, изобразительное искусство, театр, литература, национальные ремесла. Появляются татарский балет, татарская опера, татарский спорт, татарская научная школа.
Имена татарских знаменитостей советского периода можно выделить в целую энциклопедию - Муса Джалиль (поэт), Салих Сайдашев (композитор), Сафаргалиев Магомед (историк), Тинчурин Карим (драматург), Ахмедзянов Юнус (кулинар), Ахатов Габдулхай (лингвист), Булатова Мунира (опера), Габдулла Кариев (театр), Туфан Миннуллин (писатель), Урманче Баки (художник), Рудольф Нуриев (балет).
Cловом «джиен» с XVI–XVIII вв. называли сельскую общину, сход, структуру сельского самоуправления, а уже в начале XIX в. — только ежегодный крестьянский праздник. Преобладает малая семья.
До начала XX в. встречались большие многодетные семьи, включавшие несколько поколений родственников (как правило, по мужской линии). Существовали обычаи избегания (младшими женщинами старших мужчин), строгого разделения мужской и женской части молодежи в играх, досуге, работе и т.д. Многоженство изредка встречалось в среде зажиточных татар.
Известный праздник Сабантуй включает ряд обрядов, восходящих к языческому культу плодородия (сбор детьми крашеных яиц, коллективное угощение кашей), и состязания в беге, прыжках, конных скачках и борьбе керэш. В XIX в. Сабантуй проводился перед началом сева яровых культур. Мишари не праздновали Сабантуй, но перед началом сева тоже красили яйца. Летом татары праздновали Джиен. Соседние села устраивали Джиен строго по очереди, чтобы иметь возможность гостить друг у друга на праздниках. В настоящее время Джиен не празднуется, а Сабантуй отмечается летом, после окончания весенних полевых работ.
Преобладающий тип традиционного жилища — деревянная изба. У богатых крестьян — многокамерная, из нескольких срубов, соединенных сенями. Двор, как правило, делился на передний (жилье и хозяйственные постройки) и задний (огород и гумно).
Основу рациона питания составляют мясная, растительная пища, молочные продукты. Важнейшее значение имеют жидкие горячие блюда. Характерны супы с мучной заправкой (токмач и др.). Популярны различные каши, кислый хлеб, изделия из теста и мяса: пельмени (которые делают не только с мясом, но и с горохом, конопляным семенем, творогом), беляши (бэлеш), треугольники с жирным мясом и луком (очпочмак), своего рода ватрушки с начинкой из вареного мяса (перемячи). Традиционным праздничным блюдом являются вяленые гуси.