Василь Быков: "Обелиск". "Сотников"
Произведение о событиях Великой Отечественной войны. Писатель рассказывает о тех временах, когда Белоруссия была захвачена немцами. Гитлеровский режим поддерживали полицаи - предатели из «своих». Среди белорусов были те, кто подчинялся им, но были и такие люди, которые всячески противостояли полицаям. Именно такими являются герои повести – школьный учитель Алесь Мороз и несколько его учеников: Павел Миклашевич, Коля Бородич, братья Кожаны, однофамильцы Николай и Андрей Смурные…
Об авторе: Быков Василий (Василь) Владимирович - белорусский писатель.
Родился 19 июня 1924 г. в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье.
Детство писателя было безрадостным: «Голодная жизнь, когда надо идти в школу, а нечего поесть и надеть…».
Окончив семилетку, Василь поступил на скульптурное отделение Витебского художественного училища, которое вскоре пришлось оставить: в 1940 г. были отменены стипендии. Война застала Быкова на Украине. В составе действующей армии он отступал до Воронежа. Затем, после Саратовского пехотного училища, в звании младшего лейтенанта вернулся на фронт и воевал до Победы — на Украине, в Румынии, Венгрии, Австрии. Дважды был ранен. Окончательно демобилизовался в 1955 г.; жил в городе Гродно (Белоруссия).
В 1949 г. в «Гродненской правде» были напечатаны первые рассказы Быкова. Сам писатель свою литературную биографию ведёт с рассказов «Смерть человека» и «Обозник», написанных в 1951 г. на Курилах. Главной темой его прозы стала Великая Отечественная война — эпоха «колоссальных усилий народа».
Уже в ранних повестях («Журавлиный крик», 1960 г.; «Третья ракета», 1962 г.; «Альпийская баллада», 1964 г.; «Мёртвым не больно», 1966 г.; «Круглянский мост», 1969 г., и др.), большей частью увидевших свет на страницах журнала «Новый мир» и получивших «благословение» А. Т. Твардовского, отчётливо видны выбранные молодым прозаиком литературные ориентиры.
Василь Быков отказывается от напыщенности и помпезности в изображении войны, от лакировки действительности. Он предлагает читателю неприкрашенную «окопную правду», рисует военные будни, увиденные глазами младшего офицера (так называемая «лейтенантская проза»). Анатомия мужества, с одной стороны, и предательства — с другой, исследуется в повестях «Сотников» (1970 г.; экранизирована режиссёром Л. Шепитько под названием «Восхождение», 1977 г.), «Обелиск», «Дожить до рассвета» (обе 1973 г.), «Волчья стая» (1975 г.), «Его батальон» (1976 г.) и др.
В произведениях 80—90-х гг. (повести «Знак беды», 1982 г., «Карьер», 1986 г., «В тумане», 1987 г., «Облава», 1990 г., «Стужа», 1993 г., «Полюби меня, солдатик…», 1996 г.; рассказ «Жёлтый песочек», 1997 г.) писатель ставит проблемы соотношения исторического времени и индивидуальных судеб героев.
По словам Ч. Айтматова, судьба сберегла Быкова для того, «чтобы он жил и писал от имени целого поколения».
Умер писатель 22 июня 2003 г. в Минске.