Проект Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи реализуется при поддержке администрации Владимирской области
г. Владимир, ул. Мира, д. 51
+7 (4922) 333-700, 534-898
Национальная литература

Маша Рольникайте: Долгое молчание

Повесть «Долгое молчание» отображает жизнь Маши Рольникайте, автора повести, когда она была молодой девушкой, не знавшей, что такое война и как она проявляется. Но узнаем об этом мы через главную героиню Женю, которой исполнилось 18 лет. Вместе с автором мы смотрим на то, как устроена жизнь в гетто, какие там порядки. Возможно вам об этом уже рассказывали в школе, проводили классные часы и мероприятия, но диалог с очевидцем событий без прикрас рассказывает каково было на самом деле.

Основные вопросы: как выжить? Бежать ли из плена, зная, что платой за твою свободу станут сотни жизней? Остаться ли, без гарантии выжить? Как рассказать своим родным и близким о том, что с тобой произошло? И как во всех этих ужасах сохранить главное – самого себя.

Безыскусный, но искренний язык бывшей узницы концлагеря заставит встать на её место и честно ответить на многие вопросы.

Об авторе:
Маша Рольникайте – писательница, узница нацистских лагерей. Подростком она была заключена в вильнюсское гетто, из гетто была отправлена в концлегерь, затем в лагерь уничтожения. Отец ее остался жив, поскольку был на фронте. Мать и младшие брат и сестра погибли.

«Я родилась в Клайпеде, в Литве, в семье адвоката. Я там училась в литовской школе, хотя дома мы говорили по-еврейски, на идише, а папа все время переживал, что мы живем в маленьком городке, чтобы мы не стали провинциалками. И он мечтал, что нас с сестрой он пошлет в Париж учиться. Но это было довольно не по средствам, и бабушка обещала помочь, и дядя у нас жил в Париже, он был адвокатом и сказал, что мы будем жить в каком-нибудь общежитии, и он поможет, на выходные будет нас брать»

В 1943–1945 годах она стала узница концлагерей Штрасденгоф и Штуттгоф. Участница антифашистского подполья. Автор стихотворения на идиш «Штрасденгофский гимн», ставшего боевой песней Сопротивления.

С первых дней гетто Маша вела дневник (она любила книжки и школьницей писала стихи). Записывала все, что случилось, что видела и слышала; первую тетрадку передала своему учителю Йонайтису (он, чем мог, помогал Маше и ее близким и тетрадку сохранил). Потом Маша писала на обрывках бумажных мешков из-под цемента и все заучивала наизусть — записки могли отобрать, а написанное нужно было сохранить. После освобождения, еще в карантине, Маша переписала весь дневник в три тетради…

В 1955 году Мария Рольникайте окончила заочное отделение Литературного института им. Горького.

«Папа был против Литинститута. Врачи предупредили: на стипендии меня ждет полуголодное существование, а значит, неизбежен туберкулез. Папа сказал: «Иди на журналистику», я: «Ни за что! Сидеть целый день на заводе, слушать производственные совещания и написать пять строчек о том, кто взял какие соцобязательства». «Тогда поступай на иностранное». «Что? Всю жизнь учить спряжения и склонения? Неинтересно».

Вернувшись в Вильнюс, она доучивалась в школе, работала, потом заочно кончила Литературный институт. В книге «Что было потом», над которой Мария Григорьевна Рольникайте работала немало лет, есть рассказ о том, как в 1946 году в Вильнюс приехал С. М. Михоэлс, великий актер, председатель Еврейского антифашистского комитета СССР. Михоэлс побывал в Вильнюсском еврейском музее, и там ему рассказали о дневнике Маши. Михоэлс захотел его прочесть. Он получил три тетради вечером, за день до возвращения в Москву, и на следующий день сказал Маше: «Я читал до пяти утра. Больше не хватило сил».

Работала редактором в управлении по делам искусств при Совете министров Литовской ССР и заведующей литературной частью в филармонии Вильнюса. Переводила на литовский язык произведения советских писателей.

Маша Рольникайте стала писательницей. Она пишет только о том, что хорошо знает, что считает самым важным в жизни. Несколько десятилетий она живет в Питере, здесь написаны и напечатаны все ее книги.

Мария Рольникайте ушла из жизни 7 апреля 2016 года.
15 февраля - Громницы
Праздник, уходящий корнями в язычество, в этот день приносили жертвы богу Перуну
Хочешь узнать больше о национальных праздниках народов России?
© 2016 Межнациональный портал «Этнотека». Все права защищены.
Сделано с любовью в VELS.SU и АМК «Штаб»
Версия для слабовидящих Карта сайта