Проблемы обучения цыганской молодёжи
28 октября 2021 года во Владимирской области состоялся межрегиональный методический семинар по вопросам вовлечения и адаптации детей цыганской национальности в образовательные и культурные процессы. Он организован Федеральным агентством по делам национальностей совместно с ФГБУ «Дом народов России» при поддержке Департамента региональной политики Владимирской области.
Одним из ключевых выступлений этого дня стал доклад председателя ВРОО «Цыганский национальный Союз «Рома» Александра Антонова. Тема: «Роль цыганских общественных организаций в процессе социализации и интеграции в региональный социум». Приводим здесь небольшое интервью, которое дал нам Александр Сергеевич.
Александр Сергеевич, большинство цыган, живущих в нашей области – граждане России, а значит, они имеют право на образование. В полной ли мере реализуется сейчас это право и какие проблемы нужно решить?
Проблемы, которые мы обсуждаем, сосредоточены в основном в местах компактного проживания цыган. У нас во Владимирской области такие места есть в Суздальском, Петушинском, Гусь-Хрустальном районах. Всего в школах региона обучается 845 цыганских детей.
Когда школа готова дать полное среднее образование, выдать путевку в жизнь, учебный процесс заканчивается на первой ступени обучения, 1-4 класс. Что же дальше? Ранние браки, затем отсутствие специальности и возможности самореализации, а в дальнейшем экономическая зависимость от старших и продолжении традиционного уклада. Решить проблему за счет подвижничества и энтузиазма преподавателей и общественных активистов не удастся.
Как педагогам на местах, особенно в сельских школах, удаётся вовлекать ребят в учебный процесс? Есть ли успехи?
Мы знакомы с практикой обучения в школах посёлка Городищи, посёлка Глубокое Петушинского района, Сновицкой школы Суздальского района, посёлка Анопино Гусь-Хрустального района и других школ области, где обучаются цыганские дети. Они с 1 класса и до получения среднего образования обучаются вместе с детьми других национальностей. Проблем языковых там нет. Много талантливых педагогов, в том числе мужчин, которые увлекают ребят спортом, уроками технологии, например. Ещё хочу добавить: в 2020 году 30 цыганских детей получили полное среднее образование, 4 из них продолжают обучение в вузах и колледжах. Они полностью социализированы.
Как вы думаете, что нужно сделать на федеральном уровне, чтобы цыганские дети могли получать полное образование?
Федеральное агентство по делам национальностей, ФНКА российских цыган, Дом народов России, Администрация Владимирской области, Департамент региональной политики, Департамент образования Владимирской области уделяли и уделяют огромное внимание данной проблеме и понимают значение образования для детей цыганской национальности.
Решить проблему только за счет подвижничества и энтузиазма преподавателей и общественных активистов не удастся. Должен эффективно работать закон о брачном возрасте и 43-й стать Конституции РФ – о праве на образование. Эффективно работающие законы по соблюдению прав детей и получению полного среднего образования могут дать необходимый результат.
Мы рассматриваем НКО не только как очаги социально-культурной работы среди цыган, но и как развитие гражданского общества в России. Наше будущее зависит от того, что мы заложим в детях. Но отсутствие полного образования цыганских детей, особенно в местах компактного проживания, лишает цыганскую молодежь возможности самореализации. Необходимо отбросить посредственные и ненужные доводы об особенностях менталитета, укладах и устоях.
Последовательная политика государства совместно с работой преподавателей, муниципальными служащими, общественными активистами, благотворительным фондами в конечном итоге решат важнейшую проблему будущего цыганской молодежи. Кому нет дела до молодежи, тому нет дела до народа. Цыганская молодежь не должна быть на обочине социальной и общественной жизни, а должна стать активным и полезным ее участником. Молодые люди должны иметь перспективу и возможности самореализации. Сейчас уже недостаточно иметь одно образование, одну специальность, необходимо постоянно учиться, совершенствовать навыки, соответствовать требованиям современного мира, развивать свою личность, чтобы быть востребованными.
Нельзя все прошлое тащить за собой, но сохраняя лучшие традиции, ценности семьи, уважение к старшим, свои природные таланты, развивать образование, компетенции, информированность. В этом заключается новый взгляд и восприятие цыган.
Фото Александра Антонова
Проблемы обучения цыганской молодёжи