Проект Владимирской областной библиотеки для детей и молодежи реализуется при поддержке администрации Владимирской области
г. Владимир, ул. Мира, д. 51
+7 (4922) 333-700, 534-898
В семье народов

Гены аккордеонистки

Гены аккордеонистки
Аста Кистените – солистка оркестра русских народных инструментов Владимирской филармонии,  лауреат международных и всероссийских конкурсов. Родилась она в Коврове. А звучное имя дал ей отец-литовец. Мама Асты, родом из Коврова, познакомилась с ним в Таллине. Путь в музыке для ребенка из интернационального семейного союза был предопределён. На аккордеоне играли мама Асты и бабушка по отцовской линии. Начальное музыкальное образование Аста получала у маминого педагога Галины Жировой в ковровской музыкальной школе им. Иорданского. Затем училась в Гнесинке. 
– Владимир – это абсолютно мой город. Я отсюда не хочу уезжать никогда! – говорит артистка.

Сегодня гость «ВВ» – лауреат международных и всероссийских конкурсов, солистка оркестра русских народных инструментов Владимирской филармонии Аста Кистените. Её появление на сцене всегда вызывает интерес: девушка с аккордеоном – редкость. Впрочем, музыкальное мастерство и природный артистизм Асты быстро заставляют забыть публику, что в её руках – самый сложный из всех гармоник инструмент, что весит он под 20 кг и что видимая легкость, с которой пальцы солистки перебирают клавиши и кнопки, достигается многолетними занятиями.

– Аста, откуда у вас такое редкое для наших мест имя? Оно так и просится на афишу – есть что-то в нем «концертное»...

- Мой папа – литовец по национальности, а мама – русская, родом из Коврова. Родители познакомились в Прибалтике. Мама поехала отдыхать в Таллин, а папа там служил. Вот такая дружба народов... Я родилась в Коврове, там же получала начальное музыкальное образование – в знаменитой школе № 2 имени Иорданского у Галины Анатольевны Жировой. К ней, кстати, на занятия ещё моя мама ходила.

– Тяга к аккордеону передается в вашей семье по материнской линии?

– Моя литовская бабушка – Геновайте Стульпинене, кстати, прекрасно поет и тоже играет на аккордеоне. Так что не только по материнской линии, но и по отцовской у меня есть «аккордеонные» гены...

– Но для большинства аккордеон – мужской инструмент.

– Согласна, аккордеон – вообще не женское дело. Но поскольку у нас дома был отличный аккордеон немецкого производства, то в 8 лет я пошла в музыкальную школу обучаться игре именно на аккордеоне. Сейчас у меня инструмент итальянской фирмы «Виньони» – концертный, профессиональный, очень дорогой и тяжелый. Весит около 20 кг – тяжелее, чем любой баян.

– Но дело не только в весе. На аккордеоне, кажется, и играть сложнее, чем на любой другой гармонике или на фортепьяно...

– Да, аккордеон сложнее, например, баяна, потому что в нём, по сути, три, а не две клавиатуры. И некоторые произведения легче сыграть на фортепиано. Но каждый инструмент сложен, уникален. А сложность и уникальность аккордеона начинаешь понимать очень рано, в самом начале обучения. Главная трудность: тут у тебя – клавиши, с другой стороны – кнопки. Еще нет должной координации, идёт некоторая разбалансировка, но зато для развития ребенка, его психомоторики это очень хорошо.

– Кстати, в общеобразовательной школе была хорошая успеваемость?

– В школе я училась хорошо. Моя мама Галина Юрьевна – учитель русского языка и литературы. Наверное, от неё мне передалась врождённая грамотность. В общем, в школе я тоже старалась. Потом уже пошли музыкальные конкурсы, и стало сложнее.

– Конкурсы – особая атмосфера. Нужно ли ребенка с малолетства приучать к этому аду для нервной системы?

– Безусловно, конкурсы – большой стресс, и не каждый его выдержит. Я видела не раз, когда после неудачного конкурсного выступления дети вообще отказывались заниматься музыкой. Но конкурсы закаляют, воспитывают характер, без которого музыканту нельзя.

— А какой конкурс или выступление запомнились больше всего?

– В школе на конкурсы я ездила меньше других – мои способности раскрылись позже. Наверное, самый запомнившийся – в Кургане в 2004-м. Там был абсолютно звёздный состав жюри: народный артист России Юрий Дранга, композитор и музыкант Евгений Дербенко, прославленный баянист Владимир Бесфамильнов... Я про них только в книжках читала, а тут надо выступать! Ещё одно яркое подростковое воспоминание – выступление на презентации «Творческого альянса аккордеонистов России» в Москве. Мы с Алексеем Соколовым (тоже воспитанником Галины Анатольевны) были единственными детьми, которых пригласили выступать вместе с мэтрами. Я открывала концерт – играла «Французскую сюиту» Баха. Это было очень круто!

– В вашем репертуаре много классики? Неужели аккордеону всё подвластно?

– Абсолютно всё: и классика, и джаз, и народные мелодии – это уникальный инструмент. Проблем с материалом нет, хотя в последнее время я заметила, что современные композиторы аккордеону предпочитают баян. Кстати, к классике меня развернул мой преподаватель Владимирского музучилища Григорий Никитович Лавриненко. Он просто произвёл революцию в моей голове. Оказалось, что классика – это то, что мне надо.

– «В минуты душевной невзгоды» вы берёте в руки инструмент? А что играете?

– Всегда играю Баха. Его гений помогает: мозги сразу на место встают. А когда радостно – предпочитаю танго. Например, что-нибудь из Пьяццоллы.

– Какими музыкальными инструментами вы ещё владеете?

– Фортепьяно. А в последний год обучения в музучилище брала у Татьяны Евгеньевны Калашниковой уроки органа – это очень интересно. Но нужно было готовиться в «Гнесинку». Кстати, поступила с первого раза – спасибо моим учителям.

– А как вас судьба связала с Владимирским русским оркестром?

– С третьего курса «Гнесинки» я ушла по семейным обстоятельствам, вернулась во Владимир и заканчивала вуз уже здесь. Кстати, Владимир – это абсолютно мой город. Я отсюда не хочу уезжать никогда! И мне очень хотелось работать в оркестре у Антонова. Наше сотрудничество началось, ещё когда я в Коврове в школе училась, продолжилось в музучилище. Моё стремление стать членом этого коллектива поддержала директор оркестра Ольга Бохман, и я ей за это очень благодарна... Работаю в оркестре три года, но такое чувство, что всю жизнь.

– Что такое «жизнь в оркестре»?

– Для меня – бесконечное удовольствие: концерты, репетиции, работа с приглашёнными вокалистами, солистами... Тридцать человек на сцене во время выступления становятся единым организмом. И наш замечательный Анатолий Иванович – душевный, умный, талантливый – задаёт высокую профессиональную планку и прекрасный микроклимат в коллективе. Не зря же все, кто выступает с Владимирским русским оркестром, оставляют только хорошие отзывы. Да и зрители видят, как мы работаем.

– Сегодня творческая интеллигенция всё чаще обращается к политике. А вы политикой интересуетесь?

– Скорее нет, но я понимаю, что в современном обществе быть совсем аполитичным человеком просто не получится. Наверное, единственный раз, когда я непосредственно столкнулась с политикой, был в Литве. Приехала в гости к бабушке. А она у меня очень активная, несмотря на свои 85: поэт, писатель, педагог, доктор наук – регалии перечислять можно долго. Заговорили о политике, вот тут я и прочувствовала, что антироссийская пропаганда работает на всю катушку. Мы, конечно, не поссорились, но я ещё раз сделала выбор в пользу музыки, работы и семьи.

По материалам газеты «Владимирские ведомости»
Автор: Евгения Арефьева
15 февраля - Громницы
Праздник, уходящий корнями в язычество, в этот день приносили жертвы богу Перуну
Хочешь узнать больше о национальных праздниках народов России?
© 2016 Межнациональный портал «Этнотека». Все права защищены.
Сделано с любовью в VELS.SU и АМК «Штаб»
Версия для слабовидящих Карта сайта